2. Налоги бюджетных организаций.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2. Налоги бюджетных организаций.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственные муниципальные бюджетные учреждения не освобождены от уплаты налогов, которые устанавливаются федеральным законодательством. В данном тексте рассмотрим основные федеральные налоги, которые применимы к таким учреждениям.
Федеральные налоги, применимые к государственным муниципальным бюджетным учреждениям
1. НДС — Налог на добавленную стоимость:
- Государственные муниципальные бюджетные учреждения, как правило, осуществляют предоставление платных услуг или продажу товаров. В таких случаях они обязаны уплачивать НДС от суммы, полученной с покупателей.
- Ставка НДС составляет 20% от стоимости товаров или услуг, но для некоторых категорий товаров или услуг установлены льготные ставки.
2. Налог на прибыль:
- Государственные муниципальные бюджетные учреждения, в зависимости от вида деятельности, могут быть облагаемыми налогом на прибыль.
- Ставка налога на прибыль для государственных учреждений составляет 20% от полученной прибыли.
- Однако существуют определенные категории учреждений и виды деятельности, которые освобождаются от уплаты налога на прибыль.
3. ЕНВД — Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности:
- Если государственное муниципальное бюджетное учреждение осуществляет определенные виды деятельности, перечень которых указывается в законодательстве, то они могут применять ЕНВД вместо налога на прибыль или НДС.
- Ставки на ЕНВД устанавливаются в зависимости от вида деятельности и региональных особенностей.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Понятие налога на прибыль
Законодательство Российской Федерации устанавливает порядок и условия уплаты налога на прибыль. В соответствии с ним, платежи в бюджет осуществляют бюджетные организации, коммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели и другие субъекты хозяйствования, которые организованы в форме юридических лиц.
Налог на прибыль рассчитывается в соответствии с установленными ставками на основе прибыли, полученной за отчетный период. Прибыль определяется путем вычитания из общих доходов всех расходов, связанных с деятельностью организации.
Бюджетные организации также обязаны платить налог на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это относится к государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, образовательным и медицинским учреждениям, культурным организациям и другим бюджетным учреждениям. При этом, бюджетные организации могут иметь некоторые особенности в расчете и уплате налога на прибыль, которые определяются законодательством и правилами, установленными Министерством Финансов Российской Федерации.
Бюджетные организации: понятие и виды
Бюджетные организации можно разделить на несколько видов:
- Федеральные бюджетные организации. К ним относятся федеральные государственные учреждения, представительства Российской Федерации за рубежом и другие организации, которые осуществляют деятельность на федеральном уровне.
- Региональные бюджетные организации. Это организации, которые действуют на территории определенного субъекта Российской Федерации и получают доходы и выполняют расходы в соответствии с региональным бюджетом.
- Муниципальные бюджетные организации. К ним относятся организации, которые функционируют на территории определенного муниципального образования и финансируют свою деятельность из муниципального бюджета.
- Государственные унитарные предприятия. Это бюджетные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и могут получать прибыль. Они действуют на основе государственной регистрации и выполняют государственные задачи.
- Муниципальные унитарные предприятия. Эти организации создаются на муниципальной собственности и осуществляют свою деятельность на основе предпринимательских принципов.
Таким образом, бюджетные организации являются важной составляющей государственного сектора экономики и играют важную роль в обеспечении социальной защиты и развития государства и общества.
Особенности налогообложения бюджетных организаций
Одной из главных особенностей налогообложения бюджетных организаций является то, что они освобождены от уплаты налога на прибыль. Это обусловлено тем, что их основная цель — предоставление государственных или муниципальных услуг, а не извлечение прибыли. Вместо этого, бюджетные организации получают финансирование из бюджета, а также могут генерировать собственные средства путем оказания платных услуг или продажи товаров.
Однако необходимо отметить, что хотя бюджетные организации освобождены от уплаты налога на прибыль, они все равно обязаны уплачивать другие налоги, такие как налог на имущество, транспортный налог и налог на землю. Эти налоги облагаются в соответствии с установленной законодательством ставкой и подлежат возмещению в бюджет страны или муниципалитета, в котором расположена организация.
Важно отметить, что налогообложение бюджетных организаций может различаться в зависимости от их юридической формы. Например, государственные учреждения и унитарные предприятия могут иметь особые налоговые преимущества, такие как освобождение от НДС или льготы по уплате налога на имущество.
Таким образом, налогообложение бюджетных организаций имеет свои особенности, отличающиеся от коммерческих предприятий. Вместо налога на прибыль, они обязаны уплачивать другие налоги, такие как налог на имущество или налог на землю, соответствующие их деятельности и установленные законодательством.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
Исчисляем поквартальный платеж
Пошаговая инструкция, как рассчитать налог на прибыль, если организация платит авансовые платежи помесячно:
Шаг 1. Высчитываем авансовую сумму за отчетный период по формуле:
АПотч.пр. = НБотч.пр. × Ст,
где:
- АПотч.пр. — это сумма аванса за отчетный период времени;
- НБотч.пр. — налоговая база, подсчитанная нарастающим итогом за период;
- Ст — ставка по ННПО, предусмотренная НК РФ.
Шаг 2. Считаем авансовую сумму к уплате в государственную казну по формуле:
АП к уп. = АПотч.пр. — АПредш.пр.,
где:
- АП к уп. — авансовый транш к уплате за квартал;
- АПотч.пр. — сумма аванса за отчетный период, подсчитанный нарастающим итогом;
- АПредш.пр. — уплаченные авансовые транши за предшествующие кварталы этого налогового периода.
Можно выделить такие преимущества новой системы:
- меньше ошибок при заполнении платежных поручений. Например, в налоговую каждый год поступает 30 млн неправильно заполненных платежек;
- переплата автоматически идет на будущие платежи и для этого не надо писать дополнительные заявления, чтобы ее учесть;
- перечислять деньги на ЕНС можно, когда удобно. Главное, чтобы к сроку уплаты на счете было достаточно денег, а в налоговой — отчетность или уведомление.
При этом есть неудобные моменты:
- налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налоги, сборы и взносы и присылать в налоговую уведомление;
- деньги списываются со счета пропорционально и повлиять на это нельзя. Например, если есть задолженность, с которой предприниматель не согласен, то налоговая все равно ее спишет в первую очередь;
- если на счете недостаточно денег, инспекторы сами распределят их пропорционально всем обязательствам. В итоге задолженность может быть сразу по нескольким налогам, взносам и сборам.
Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями
Бюджетные организации являются плательщиками всех видов налогов в зависимости от видов деятельности. Это налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организации, земельный налог, водный налог, единый социальный налог, транспортный налог, государственная пошлина.
В качестве налогового агента бюджетные организации исчисляют и уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам.
Рассмотрим данные налоги подробнее.
Налог на прибыль.
Порядок исчисления налога на прибыль регулируется 25 главой НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль (ст. 247 НК РФ).
Согласно ст. 50 ГК РФ бюджетные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Таким образом, бюджетные организации, получающие прибыль, являются плательщиками налога на нее.
Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях
Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей. Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество. Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.
- Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
- Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.
- Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
- Право управления образуется с дня регистрации.
- Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
- Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.
Законодательные акты по теме
Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:
Статья | Описание |
ст. 50 ГК РФ | О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана |
ст. 120 ГК РФ | Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями |
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» | Об определении некоммерческих организаций |
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 | О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания |
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 | О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций |
гл. 25 НК РФ | О налоге на прибыль |
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100024@ | Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода |
ст. 247 НК РФ | Объект налогообложения по налогу на прибыль |
ст. 250 НК РФ | О внереализационных доходах |
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 | О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов |
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 | Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях |
ст. 270 НК РФ | Расходы, не учитываемые в целях налогообложения |
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ | Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» | Руководство для исчисления налога на прибыль |
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н | Утверждение ПБУ 18/02 |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
КБК для уплаты пени по налогу на прибыль
ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ | КБК | |
---|---|---|
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет | пени | 182 1 01 01011 01 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01011 01 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01011 01 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ | пени | 182 1 01 01012 02 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01012 02 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01012 02 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ (фактически до 21.10.2011 г.) | пени | 182 1 01 01020 01 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01020 01 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01020 01 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство | пени | 182 1 01 01030 01 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01030 01 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01030 01 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний | пени | 182 1 01 01080 01 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01080 01 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01080 01 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | пени | 182 1 01 01040 01 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01040 01 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01040 01 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль с доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | пени | 182 1 01 01050 01 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01050 01 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01050 01 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций | пени | 182 1 01 01060 01 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01060 01 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01060 01 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по налогу на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | пени | 182 1 01 01070 01 2100 110 |
проценты | 182 1 01 01070 01 2200 110 | |
штрафы | 182 1 01 01070 01 3000 110 |
Признание доходов и расходов
Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.
Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.
При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.
Налог на доходы: как рассчитывается для бюджетных учреждений
Налог на доходы является одним из основных налогов, которые платят бюджетные учреждения. Рассчитывается этот налог исходя из доходов, полученных учреждением за определенный период времени.
Для расчета налога на доходы бюджетного учреждения необходимо учесть ряд факторов. Во-первых, это ставка налога, которая определяется действующим законодательством. Во-вторых, необходимо учесть налоговые льготы и особенности, которые предоставляются бюджетным учреждениям.
Расчет налога на доходы осуществляется следующим образом:
- Определите сумму доходов, полученных бюджетным учреждением за определенный период времени. Доходы могут быть различного характера: это могут быть поступления от оказания услуг, продажи товаров или займов, а также субсидии, гранты и другие виды доходов.
- Учтите налоговые льготы, которые предоставляются бюджетным учреждениям. Такие льготы могут включать освобождение от уплаты налога на определенные виды доходов или установление льготной ставки налога.
- Рассчитайте сумму налога, умножив общую сумму доходов на ставку налога и учтите налоговые льготы.
Полученная сумма налога на доходы должна быть уплачена в соответствующий налоговый орган в установленные сроки. Размер и сроки уплаты налога могут быть различными в зависимости от законодательства страны или региона, где находится бюджетное учреждение.
Расчет и уплата налога на доходы являются важной задачей для бюджетного учреждения. От того, насколько правильно будет выполнен расчет и уплачен налог, зависит финансовое положение учреждения и его возможность обеспечить нормальное функционирование и реализацию своих задач.
Земельный налог: платят ли бюджетные учреждения
Земельный налог является одним из наиболее распространенных налогов в России. Он взимается с собственников земельных участков за право пользования землей. Но возникает вопрос: платят ли земельный налог бюджетные учреждения?
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, бюджетные учреждения освобождаются от уплаты земельного налога. Это означает, что государственные организации, учреждения и предприятия, находящиеся в государственной собственности, не обязаны выплачивать данную налоговую плату.
Основным аргументом в пользу освобождения бюджетных учреждений от земельного налога является то, что эти учреждения уже являются государственными, и обязательства по обеспечению их деятельности лежат на государстве. Таким образом, плата за земельное пользование считается учтенной в уже имеющихся для бюджетного учреждения бюджетных ассигнованиях.
Однако, следует отметить, что освобождение от земельного налога распространяется только на те земельные участки, которые находятся в собственности государства и занимаются бюджетными учреждениями. Если же бюджетное учреждение арендует земельный участок у частного собственника, оно обязано выплачивать арендную плату, а в некоторых случаях дополнительно платить и земельный налог.
Таким образом, бюджетные учреждения, находящиеся на земельных участках государственной собственности, освобождаются от земельного налога. Но если земельный участок арендован у частного собственника, учреждение обязано выполнять свои обязательства по арендной плате и, в некоторых случаях, земельному налогу.
Налог на прибыль является одним из основных налогов, которые платят бюджетные организации. Его особенностью является то, что он взимается только с прибыли, полученной за отчетный период.
Основные характеристики налога на прибыль:
- Ставка налога устанавливается законодательством и может различаться в зависимости от ряда факторов, таких как размер дохода и отрасль деятельности.
- Налоговая база включает в себя прибыль, полученную без учета налоговых вычетов и льгот, а также прибыль, полученную от внешнеэкономической деятельности.
- Отчетный период для налога на прибыль составляет один календарный год.
Основные обязанности бюджетных организаций по налогу на прибыль:
- Определение налоговой базы на основе финансовой отчетности и учетных данный организации.
- Расчет суммы налога в соответствии с установленной ставкой.
- Составление и подача налоговой декларации в установленный срок.
- Своевременная уплата налога в бюджет.
- Соблюдение правил и требований, установленных законодательством в области налогообложения.
Налог на прибыль направляется в бюджет и используется для финансирования государственных нужд и регулирования экономики.