Акт о списании основных средств по форме ОС-4

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт о списании основных средств по форме ОС-4». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.

Разборка и утилизация техники

После списания техники с учета комиссия учреждения оценивает, какие узлы, детали и материалы выбывающего объекта основных средств могут быть использованы в деятельности учреждения (для хозяйственных нужд), утилизированы или реализованы на сторону.

Демонтаж (разборка) технических средств с целью извлечения из них узлов и деталей, в том числе содержащих драгметаллы, может выполняться силами учреждения или организацией, специализирующейся на проведении этих работ, в соответствии с законодательством РФ.

Если отдельные детали техники содержат цветные и драгоценные металлы (золото, платину и др.), комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.

Обратите внимание: лом и отходы драгметаллов подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее– Федеральный закон № 41-ФЗ);

  • Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731;

  • Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Перечни особо ценного движимого имущества

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.

Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.

Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.

Отражение в учете операций по оприходованию излишков оборудования, установленных по результатам инвентаризации

 Операция 
 Корреспонденция счетов 
 Сумма, 
руб.
 Дебет 
 Кредит 
Оприходованы 
излишки
оборудования,
обнаруженные в ходе
инвентаризации
1 10134 310 
Увеличение стоимости
машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 40110 180 
"Прочие доходы"
 45 000 

Общие правила и методы начисления амортизации

Четкого определения, что такое амортизация для целей ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, в действующих Инструкциях N 157н и N 162н на настоящий момент нет. Но стоит надеяться, что скоро оно в нормативных документах, регламентирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений, появится. В настоящее время подготовлены проекты и уже есть первые приказы, которыми утверждаются федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора. Определение понятия «амортизация» дано в проекте федерального стандарта «Основные средства». Согласно приведенному в нем определению амортизация — это постепенное списание (распределение) стоимости актива на расходы в течение срока его полезного использования.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Определение понятия «срок полезного использования», приведенное в федеральном стандарте, похоже на то, которое есть в п. 44 Инструкции N 157н: период, в течение которого ожидается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов.

Кроме того, срок полезного использования основных средств в целях принятия к учету и начисления амортизации определяется исходя из:

а) информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Классификация ОС) в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, предусмотренному для указанных амортизационных групп; у объектов основных средств, включенных в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072;

б) рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации — для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

В случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей объекта основных средств, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования по этому объекту пересматривается по решению комиссии по поступлению и выбытию активов, как следствие, пересматривается и норма амортизационных отчислений.

Пример 1. Реестр имущества муниципальной казны СП Цингалы (субъект РФ — Ха́нты-Манси́йский АО — Югра́)

Распоряжением № 96–р от 20.05.2010 утверждено Положение о реестре имущества муницип. казны СП Цингалы (ниже по тексту – Положение). Внесение в реестр объектов и исключение их из него производится по распоряжению главы СП. Таким объектом признается, например, имущество ликвидированного предприятия муниципалитета либо бесхозное, признанное таковым по решению местного суда.

Читайте также:  Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?

Как установлено настоящим Положением, Реестродержатель занимается сбором информации по этим и иным муниципальным объектам, заносит сведения по ним в реестр, сохраняет их, предоставляет данные по ним, осуществляет иные информативные функции.

Как самостоятельный объект подлежат включению в данный реестр: транспорт, оборудование, квартиры, жилые (нежилые) здания и прочие ОС. Банк реестровых данных, как устанавливает Положение, – это совокупность нескольких баз (справочник арендаторов и реестровых номеров, сведения по договорам аренды, безмездной передачи имущества в пользования и др.).

Порядок списания ценного имущества в ООО

Как и в БУ, в ООО процедура списания устаревшего имущества схожа с аналогичным процессом в БУ. Поводом для списания ОС с бухгалтерского учета служит ведомость дефектов. Списание представляет собой итоговую хозяйственную операцию при постоянном использовании объекта ОС, она включает в себя следующие действия:

  • Тщательная диагностика текущего технического состояния каждой единицы, находящейся на балансе ОС;
  • Оформление нужной регламентирующей документации;
  • Получение соответствующего разрешения на списания у официального собственника;
  • Проведение демонтажа и разборки техники;
  • Проведение утилизации и процесса списания с основного балансового учета.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Здесь нужно отметить, что данное правило применяется к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости. По той же недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть плательщиками могут выступать как сами организации-балансодержатели, так и их структурные подразделения.

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2023 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2023 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

Организация может не применять ФСБУ 6/2023 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2023 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

Действительно, новый стандарт использует только такое понятие, как «балансовая стоимость», под которой понимается разность между первоначальной стоимостью недвижимости и суммами накопленной амортизации и обесценения (п. 25 Стандарта). Вместе с тем, зная балансовую стоимость недвижимости, можно рассчитать и ее остаточную стоимость и, соответственно, подлежащий к уплате налог на имущество организаций.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2023 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

  1. Отразить сведения об инвестиционной недвижимости и других видах основных средств в разрезе групп: балансовая стоимость, амортизация, движение за отчётный период.
  2. Привести информацию о переоценке и обесценении основных средств, в том числе сведения, предусмотренные стандартом МСФО (IAS) 36«Обесценение активов» .
  3. Указать сведения о балансовой стоимости особых групп основных средств: объектах, которые пригодны для использования, но не используются, кроме случаев, когда это обусловлено сезонностью; основных средствах, сданных в аренду; объектах, в отношении которых имущественные права организации ограничены.
  4. Предоставить информацию об элементах амортизации основных средств и их корректировках, если таковые были.

Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 — 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2023 N 02-07-10/42823, от 22.05.2023 N 02-06-10/36983).

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

Списание основных средств на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

В документе «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» объекты, полученные в результате разукомплектования, стоимостью свыше 100 000 руб. следует ввести как отдельные инвентарные объекты с присвоением индивидуального инвентарного номера, установив для каждого из них порядок начисления амортизации и способ начисления амортизации. Также необходимо указать дату ввода в эксплуатацию по данным разукомплектованного объекта основных средств, при этом оставшийся срок полезного использования заполнится автоматически.

При разукомплектации основного средства его нужно исключить с учета. Основанием для бухгалтера при отражении такой операции будет являться решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленное соответствующим актом в зависимости от вида основного средства (п. п. 34, 51 Инструкции №157н):

Второй шаг – признание (принятие к учету) образовавшихся в результате разукомплектования самостоятельных основных средств. Данную операцию необходимо оформить оправдательным документом (первичным учетным документом) (п. 34 Инструкции №157н). Предлагаем составить акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

  • основное средство было ранее принято к бухгалтерскому (бюджетному) учету как один инвентарный объект (единица инвентарного учета);
  • есть решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, действующей в учреждении (п. 34 Инструкции №157н);
  • основное средство разбирается (делится) на отдельные части, которые принимаются к учету как самостоятельные объекты основных средств или подлежат демонтажу и уничтожению.

В приведенных в таблице корреспонденциях счетов в 24-26 разрядах номера счета указаны коды КОСГУ (п. 3 Инструкции №183н). Однако согласно п. 21 Инструкции №157н автономные учреждения в этих разрядах номера счета рабочего плана счетов отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета. Рекомендуем закрепить применяемый порядок формирования номера счета в учетной политике.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Какие документы нужны для списания основных средств в бюджетном учреждении

Остальным имуществом, находящемся на праве оперативного управления (в т.ч. недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух » версия для бюджетных , казенных и автономных учреждений В процессе эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются.

Списываются и объекты, которые морально устарели при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении компании, цеха и иных объектов. Имущественные объекты стоит списывать и тогда, когда нельзя их восстановить, или это будет нецелесообразным действием в экономическом плане.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021

В связи с многочисленными обращениями организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Департамент корпоративного управления направляет разъяснения порядка списания и реализации (продажи) федерального движимого имущества.

В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные бюджетные и автономные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 или абзацем 3 пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, автономные учреждения также вправе распоряжаться указанным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено частью 6 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Вопросы списания федерального имущества государственных бюджетных и автономных учреждений регламентированы Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

В соответствии с подпунктами «з» и «и» пункта 4 Положения списание особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, осуществляется по согласованию с федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя таких учреждений.

Таким образом, государственные бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять списание особо ценного движимого имущества, приобретенного ими за счет собственных средств, самостоятельно.

В целях рассмотрения вопроса о согласовании списания федерального имущества, закрепленного учредителем либо приобретенного ими за счет средств выделенных учредителем на приобретение такого имущества, организациям необходимо предоставлять в адрес Минобрнауки России комплект документов, перечень которых установлен приказом Минобрнауки России от 01.08.2018 N 19н, посредством их размещения на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью в разделе «Корреспонденция».

При этом обращаем внимание, что выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о его списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с пунктом 12 Положения и подразумевает ликвидацию объекта (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п.), в связи с чем возможность его дальнейшей реализации не предусмотрена и будет являться нарушением требований Положения. Кроме того, после согласования учредителем списания особо ценного движимого имущества и утверждения акта о списания руководителем организации целесообразно осуществить утилизацию особо ценного движимого имущества посредством сдачи (продажи) содержащегося в них лома черных и цветных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ртутьсодержащих отходов, в установленном законодательствам порядке.

По вопросу порядка согласования реализации (продажи) движимого имущества сообщаем, что подведомственным организациям необходимо предоставлять комплект документов, утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.08.2018 N 18н «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации», а также дополнительно направлять:

— сведения об учете особо ценного движимого имущества в реестре федерального имущества;

— копию отчета (акта) технического состояния особо ценного движимого имущества с оценкой его рыночной стоимости.

В случае, если к реализации предлагаются транспортные средства, то в дополнение к указанным документам, организациям необходимо предоставлять:

— копию паспорта транспортного средства;

— копию свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

— сведения о прохождении транспортным средством последнего технического осмотра;

— материалы фотофиксации транспортного средства с отображением идентификационного и инвентарного номеров, а также текущей даты осуществления данной фотофиксации;

— документы, содержащие информацию за счет каких источников финансирования было приобретено указанное транспортное средство (балансовая справка, платежные документы, копия государственного контракта).

При этом обращаем внимание, что реализация особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями и приобретенного за счет приносящей доход деятельности, осуществляется самостоятельно.


Минобрнауки разъяснило подведомственным учреждениям:

— как списать особо ценное движимое имущество, которое организации приобрели за счет собственных средств;

— как выбытие объектов отразить в бухучете;

— каковы особенности реализации транспортных средств;

— каким способом рекомендуется реализовать имущество.

Списание и утилизация автомобиля в госучреждении

По окончании всех мероприятий, которые предусмотрены актом о списании транспортного средства, акт о списании утвержденный руководителем учреждения, а также перечень документов, который необходимо представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», необходимо направить в Росимущество в месячный срок, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2024 году

Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.

Списанный с баланса учреждения автомобиль необходимо одновременно отражать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.

После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.

Основные средства списывают на законном основании в установленном порядке, если организация не использует их в хозяйственной деятельности или производстве.

Причины, по которым приходится списывать основные средства, это:

  • Физический износ.
    Это утрата вещественных или физических свойств конкретного объекта, его разрушение. Обычно к такому положению приводит чрезмерная эксплуатация или негативное действие иных факторов;
  • Моральный износ.
    Это состояние, при котором ограничивается полноценное использование объекта для решения поставленных задач. Сложность заключается и в поиске комплектующих частей или мастеров, способных выполнить требуемые сервисные работы.

Списание и утилизация основных средств возможна только в нескольких случаях. Касается это и бюджетных учреждений. Для этого оформляются документы, в которых отображена обоснованность таких действий.

  1. Первый шаг – это составление перечня имущества, которое предстоит уничтожить. Эколог, состоящий в штате предприятия, изучает список.
    Цель – определение типа отходов, которые остаются после уничтожения, проверка паспортов. Если документы отсутствуют, эколог самостоятельно составляет их и предоставляет для рассмотрения в соответствующие инстанции.
  2. Второй шаг – определение и подбор общественного объединения для работы с отходами. В качестве исполнителя подойдет организация с лицензией на сбор, обработку и перемещение отходов 1-4 классов опасности. В лицензии указываются ФККО коды.
  3. Третий шаг – списание. Бюджетные организации, в отличие от коммерческих, могут только распоряжаться имуществом. Они не собственники. Этим объясняется обязательное согласование с вышестоящими инстанциями и органами контроля.

Специально разработанного образца для составления акта нет. Организации создают этот документ, исходя из своих потребностей и вида хозяйствования. Предполагается, что каждый раз для утилизации может быть разработан новый образец для заполнения. Форма написания – свободная, с отображением реквизитов объекта, инициировавшего уничтожение средств.

Неизменные правила составления актов – это оформление документации на бумажных носителях. Каждый приказ должен быть завизирован участниками оценочной комиссии, которые принимали решение о ликвидации. В ее состав входят: руководитель предприятия (назначается председателем), главный бухгалтер, специалист по контролю за материальными ценностями, завхоз, лица, несущие ответственность за объекты предприятия.

Информация, которая указывается в акте утилизации:

  • название объекта;
  • перечисление технических свойств;
  • дата производства и закупки;
  • стоимость, отображенная в финансовой отчетности;
  • дата начала эксплуатации;
  • причина вывода из обихода;
  • описание и краткие комментарии о составных частях, пригодных для использования.

Акт об утилизации имущества учреждения относится к документации бухгалтерской отчетности. Экономические субъекты по закону хранят эти бумаги на протяжении определенного срока. Он определен положениями для государственных архивов. Минимальный срок – шестьдесят календарных месяцев. Внесение поправок в акты, находящиеся на хранении, не предусмотрено.

Утилизация основных средств после списания происходит после оформления документации о согласовании ликвидации. Для уничтожения списанного имущества предприятие подписывает договор о сотрудничестве с компанией, перерабатывающей отходы на законном основании. В этом случае понадобится акт о приеме–передаче имущества, и акт подтверждающий факт уничтожения.

Если организация решает вопрос самостоятельно, то может ограничиться заключением комиссии и документом о снятии с баланса (форма ОС-4).

ФККО – это реестр отходов, которые появляются в результате хозяйственной деятельности. Каждому типу мусора в этом списке присвоен персональный код.

Государственные компании, подготовившие основные средства для списания и дальнейшей утилизации по ОКПД 2, могут столкнуться со сложностями. Например, отсутствие необходимой в ФККО информации об отходах, которые образуются после уничтожения. Для решения этого вопроса предприятию нужно сделать подтверждение класса опасности полученного мусора.

Определение химического состава мусора поручено лицензированным лабораториям. Полученные данные показывают, о каком классе опасности идет речь.

После установления класса составляется паспорт с указанием кода. Заключительный этап – заверение документа руководителем, и его направления с остальными документами в организацию по надзору за окружающей природой.

Официального документа, перечисляющего все виды имущества предприятий, которые подлежат утилизации после списания, нет. Но перемещение снятых с баланса основных средств без согласования и оформления документации противозаконно. Нарушение этих предписаний прямой путь к штрафным санкциям.

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

НК РФ). Налог исчисляется на основе данных ГИБДД, представляемых в налоговые органы (п. 1 ст. 362 НК РФ). Поэтому, чтобы не платить этот налог, очень важно помимо физического уничтожения автомобиля снять его с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД (п.

  • нужно написать заявление в ГИБДД, чтобы снять автомобиль с учета (при себе нужно иметь техпаспорт и свидетельство о регистрации);
  • сдать государственный номерной знак;
  • после этого в течение 10 дней все документы проходят проверку, переходя в налоговый орган;
  • получите документ о итоговой стоимости ТС.

Порядок списания оцди в бюджетном учреждении в 2020 году документы

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2016–2020 годах. Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).
В случае установления комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов несоответствия объекта ОС критериям признания актива, такое имущество подлежит отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу об отнесении движимого имущества к особо ценному движимому имуществу (далее — письмо, ОЦДИ) и сообщает.

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

14. При отсутствии одного или нескольких документов, указанных в пунктах 9, 11 настоящего Порядка, либо в случае их несоответствия требованиям настоящего Порядка, Департамент в течение 15 дней возвращает представленные документы без рассмотрения.

8. По результатам работы комиссии по поступлению и выбытию активов оформляются акты о списании имущества в двух экземплярах в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации. Акты подписываются всеми членами комиссии, утверждаются руководителем учреждения и заверяются печатью.

10. При списании имущества, пришедшего в негодное состояние либо утраченного в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий, учреждение дополнительно представляет заверенные копии документов, подтверждающих указанные обстоятельства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *