Как получить статус беженца в России?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить статус беженца в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любая страна, в том числе и Россия, сталкивается с проблемой миграции. Переселение людей из других стран в РФ связано в основном с распадом бывшего Советского Союза и возникшими в связи с этим межнациональными конфликтами, а также гонениями по религиозным и политическим причинам. Попробуем разобраться, кто такие беженцы в России, что означает этот статус, как его получить и какие нужно собрать документы для оформления.
Статус беженца несовершеннолетнему
Обращаться письменно в официальные органы власти имеет право только совершеннолетний гражданин. То есть тому, кто ходатайствует о признании себя беженцем, должно быть не менее 18 лет. Если у человека есть дети, то они заносятся в анкету родителей или опекунов, которые их сопровождают. Каждого члена одной семьи, который старше 18-летнего возраста, признают беженцами отдельно. Это значит, что каждый человек обращается с просьбой о предоставлении статуса к государству лично. Только дети, которым не исполнилось 18 лет, рассматриваются в прошении вместе с родителями. Что же касается человека, не достигшего совершеннолетия и прибывшего на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, то признание его беженцем либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом его интересов в соответствии с законом «О беженцах» и другими нормативными правовыми актами РФ после получения сведений о родителях или опекунах данного лица (ред. от 22.12.2014).
Правовой статус беженцев и их обязанности
Права и обязанности беженцев закреплены Федеральным законом «О беженцах» (с изменениями и дополнениями).
Если иностранец (лицо без гражданства) признан беженцем, то он и прибывшие с ним члены его семьи имеют право:
- на сопровождение до места проживания или регистрации, предоставление переводчика, помощь с доставкой багажа;
- на размещение в специализированных центрах, предоставление бесплатного питания и коммунальных услуг, а также охрану в целях обеспечения безопасности;
- на бесплатное получение медикаментов и медицинской помощи (в случае экстренной необходимости);
- на содействие в оказании социальной защиты (социального обеспечения) наравне с гражданами РФ;
- на помощь в трудоустройстве, получении профессионального обучения, оформлении частного предпринимателя без специального разрешения;
- на поддержку при устройстве детей в дошкольные и общеобразовательные организации наравне с гражданами РФ;
- на способствование в получении информации от родственников, оставшихся в стране гражданской принадлежности переселенца.
Лицо, признанное беженцем, обязано придерживаться следующих правил:
- соблюдать законы Российской Федерации;
- вовремя прибыть в специализированный центр размещения переселенцев;
- поддерживать санитарно-гигиенические нормы и установленный порядок в центре временного размещения;
- оповестить в течение семи дней сотрудника миграционного службы об изменении информации в документах (смена имени, фамилии, состава семьи, семейного положения), а также в случае получения вида на жительства или гражданства РФ.
Многие люди путают понятие «беженец» с некоторыми другими, которые кажутся им аналогичными. Именно по этой причине и случаются с попавшими в беду людьми досадные недоразумения. Для того чтобы обеспечить себе и членам своей семьи беспроблемное существование на безопасной территории, важно четко знать, кто такие беженцы, что дает этот статус гражданину Украины и какие документы нужно предоставить для его получения.
Так, основное отличие беженцев от вынужденных переселенцев – в подданстве. Беженцы не являются подданными Российской Федерации и в течение определенного количества времени вынуждены находиться вне государства своей гражданской принадлежности. Вынужденным переселенцем называется человек, являющийся гражданином Российской Федерации, вынужденный перебраться из одного субъекта государства в другой.
Временное убежище дается сроком на год. У получившего его гражданина изымается его национальный паспорт, он может работать без специальных разрешений и патентов, получать медицинскую помощь.
Временное убежище можно получить вместо статуса беженца. В случае, если ситуация в стране постоянного жительства человека, получившего убежище, не нормализуется, срок предоставления убежища каждый год могут продлевать еще на год по решению ФМС.
1. Подайте заявление в ФМС о предоставлении временного убежища.
2. После подачи заявления нужно пройти дактилоскопическую регистрацию (сдать отпечатки пальцев). Всем членам семьи нужно пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение (направляют в ФМС).
3. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища ФМС выдает справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (справка подтверждает законное пребывание территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища).
4. После подачи заявления и получения справки нужно встать на регистрационный учет по месту пребывания (также в ФМС).
5. Решение о предоставлении временного убежища принимается ФМС в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.
6. В случае положительного решения о предоставлении временного убежища ФМС выдает свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации, а паспорт и другие документы иностранного государства сдаются на хранение в ФМС.
Права детей тех, кто получил временное убежище, на посещение школы и детского сада, не расписаны так же подробно, как права детей беженцев, однако они есть — так же, например, как у детей трудовых или даже нелегальных мигрантов.
Статья 9. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца
1. Лицо утрачивает статус беженца:
1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;
2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;
3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;
4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;
7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в данном государстве более не существуют.
2. Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;
3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Статья 17. Полномочия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона
1. Федеральные органы исполнительной власти:
1) взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам разработки и осуществления федеральных и региональных программ по проблемам защиты прав лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также по вопросам приема, размещения и адаптации данных лиц и (или) лиц, получивших временное убежище, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
2) взаимодействуют с органами местного самоуправления по вопросам приема, размещения и адаптации лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также лиц, получивших временное убежище;
3) взаимодействуют с общественными объединениями и иными организациями в работе по оказанию помощи лицам, ходатайствующим о признании беженцами, лицам, признанным беженцами, и членам их семей, а также лицам, получившим временное убежище, обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами беженцев.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции:
1) осуществляет контроль за деятельностью своих территориальных органов, при выявлении нарушений настоящего Федерального закона пересматривает их решения;
2) ведет учет лиц, ходатайствующих о признании беженцами, или лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также лиц, получивших временное убежище, и направляет информацию в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) получает в установленном порядке и передает в свои территориальные органы информацию о политической, социально-экономической и санитарно-эпидемиологической обстановке в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица, ходатайствующего о признании беженцем, а также информацию об изменениях паспортно-визового режима иностранных государств и о правилах пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
4) получает безвозмездно от физических и юридических лиц, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности информацию, необходимую для осуществления проверки сведений, сообщенных лицом, ходатайствующим о признании беженцем, за исключением случаев, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрен иной порядок получения указанной информации;
5) содействует лицу, ходатайствующему о признании беженцем или признанному беженцем, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, в получении сведений о наличии и месте проживания родителей либо иных родственников или опекунов;
6) использует в установленном порядке информационно-коммуникационные системы Российской Федерации;
7) осуществляет выдворение (депортацию) лица за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
4. Федеральный орган исполнительной власти по внутренним делам и его территориальные органы:
1) в течение трех рабочих дней со дня получения ходатайства передают в установленном порядке в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, ходатайство лица, прибывшего на территорию Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) содействуют лицу, признанному беженцем, и членам его семьи в оформлении проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
3) предоставляют в пределах своих полномочий по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориального органа информацию о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2 и статьей 5 настоящего Федерального закона;
4) информируют в двухнедельный срок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальный орган о факте совершения преступления на территории Российской Федерации лицом, ходатайствующим о признании беженцем или признанным беженцем;
5) — 6) утратили силу. — Федеральный закон от 18.07.2006 N 121-ФЗ.
Государство может отказать в присвоении статуса беженца по следующим причинам:
- Беженец нарушил закон на территории России;
- Лицу уже отказывали ранее в присвоении статуса, и ситуация в его родной стране за прошедший период не изменилась;
- Лицо уже получило отказ на присвоение статуса в другой стране, где действует законодательство о беженцах, и оно не противоречит российскому;
- У данного лица есть гражданство третьей страны;
- Лицо прибыло их другой страны, где власти ему уже могли помогать в получении статус беженца;
- В своей родной стране данное лицо преследуется за преступления;
- Лицо прибыло на территорию страны незаконно, либо не провело процедуру регистрации в установленной законом форме;
- Данные, которые были предоставлены органам ФМС в устной форме оказались недостоверными;
- Лицо, просящее статуса беженца, состоит в браке с гражданином России.
Как получить статус беженца в России — куда обращаться
Непосредственно принятием решения о признании иностранца беженцем или об отказе в присвоения статуса беженца принимает только миграционная служба — ГУВМ МВД. Но иностранный гражданин может подать ходатайство не только в отделение ГУВМ МВД, также приемом заявлений занимается:
- Органы миграционного контроля и пограничная служба, если:
- иностранец пересек границу России нелегально (ходатайство подается в течение первых суток пребывания в стране);
- иностранец в настоящий момент находится за пределами России.
- Консульство РФ (если заявитель пребывает за пределами России или страны своего постоянного проживания).
В каких случаях могут отказать в рассмотрении ходатайства о присвоении статуса беженца
Если имеет место один из перечисленных ниже моментов, в рассмотрении ходатайства по существу о присвоении статуса беженца будет отказано:
- У иностранца оформлено РВП в России.
- Иностранный гражданин состоит в браке с россиянином/россиянкой и имеет право на РВП.
- Заявитель по какой-то причине отказывается предоставить запрошенную информацию о себе.
- Граница РФ была пересечена нелегальным способом.
- Не имеется оснований для признания человека беженцем.
- Заявитель приехал в Россию из другой страны (не страны своего постоянного пребывания), где мог оформить статус беженца.
- У гражданина имеется второе гражданство, и он может поехать в другую страну.
- Заявитель уже получил отказ в присвоении статуса беженца в других странах (из ООН), законодательство которых не противоречит российским законам.
- Ранее иностранцу было отказано в присвоении статуса беженца за недостатком оснований (если обстоятельства не изменились).
- Заявитель совершил преступление на территории РФ, и было возбуждено уголовное дело.
Сроки действия удостоверения и правила его продления
Удостоверение беженца выдаётся на срок, не превышающий трёх лет. Его можно продлить ещё на 12 месяцев, но только один раз. Для этого иностранцу придётся вновь обратиться в ГУВМ МВД и доказать, что на его родине ему по-прежнему грозит опасность.
На протяжении всего срока действия удостоверения беженца мигрант обязан проходить процедуру переучёта. Согласно российскому законодательству она проводится не реже одного раза в полтора года. Во время проведения переучёта сотрудники территориального отделения ГУВМ МВД РФ проверяют действительность свидетельства беженца и соответствие занесённых в него сведений данным, указанным в его личном деле. Кроме того, ими проводится опрос, целью которого является получение информации о реальном положении иностранца на данный момент. На её основании руководитель отделения ГУВМ МВД выносит решение о продлении статуса или о его утрате (лишении).
Все сведения, полученные от беженца во время переучёта, заносятся в анкетный лист, который приобщается к его личному делу.
О дате переучёта иностранец предупреждается письменно. В случае неявки в оговорённое время или отсутствия в территориальном отделении сведений об адресе пребывания иммигранта, он может быть лишён своего статуса.
Временное убежище предоставляется не более чем на 12 месяцев, но его можно продлять неограниченное количество раз. Для этого иностранец должен не позднее чем за месяц до окончания действия свидетельства обратится к руководителю местного отделения ГУВМ МВД с ходатайством, составленным в простой письменной форме.
Лицо может прибыть в страну убежища законным путем (как турист, для посещения родственников, учебы, работы, делового визита, по иным основаниям) и находиться в стране в статусе иностранца или лица без гражданства, а затем вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей в стране его гражданства или постоянного местожительства, обратиться с заявлением о предоставлении убежища в конкретные органы страны пребывания, установленные ее законодательством, и пройти соответствующую процедуру получения статуса беженца. Такие лица, согласно Руководству, называются беженцами «на месте». К ним также относятся лица, находящиеся за границей, которые стали беженцами «на месте» в результате своего собственного поведения (например, объединения с уже признанными беженцами либо выражения политических взглядов, резко расходящихся с официальным курсом правительства страны их гражданства или местопроживания (пп. 94—96 Руководства).
Другой категорией лиц, ищущих убежища, являются те, которые нелегально покидают территорию страны своего гражданства или постоянного местопроживания, спасаясь от преследований властей и в силу этого незаконно въезжают в страну убежища. После пересечения границы они должны в установленный законом страны прибытия срок обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении убежища и в дальнейшем пройти соответствующую процедуру для получения статуса беженца (будет рассмотрена в гл. 6).
Временное убежище (ВУ) – это особый правовой статус, предоставляемый государством Российской Федерации лицам, которые нуждаются в защите и временной поддержке на территории страны.
Получение ВУ позволяет беженцам и мигрантам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, получить определенные права и гарантии, которые могут помочь им встать на ноги и обеспечить достойные условия жизни.
Такими правами, которыми наделены лица, получившие ВУ, являются:
- Право на временное проживание на территории России.
- Право на получение материальной поддержки (выплаты).
- Право на медицинскую помощь и образцы бланков заявлений.
- Право на образование и трудоустройство.
Кому и зачем нужно ВУ? Получение ВУ может быть необходимо для различных категорий лиц:
- Беженцы – лица, которые покинули свою страну из-за преследования по политическим, религиозным, национальным или иному основанию.
- Мигранты – лица, находящиеся в РФ в поисках работы и иных личных или экономических причин.
- Лица, нуждающиеся в международной защите – лица, которые не могут или не хотят возвращаться в свою страну из-за опасности для своей жизни и безопасности.
ВУ также имеет свои особенности:
- Временное убежище предоставляется для ограниченного срока, за который мигрант может находиться на территории РФ.
- Если сроки пребывания мигранта под ВУ истекли, необходимо обратиться за продлением документов.
- При получении ВУ, лицам предоставляются определенные гарантии и меры поддержки со стороны государства РФ.
- Лица, получившие ВУ, имеют право на медицинскую помощь, образовательные и трудовые возможности.
Бланки и образцы заявлений на временное убежище в РФ
Что такое временное убежище и почему оно важно для лиц, получивших статус беженца, в Российской Федерации? Какие права и преимущества предоставят право на временное убежище? И какими документы нужно обладать для получения этого статуса?
Временное убежище (ВУ) — это мера поддержки и помощи лицам, которые по определенным обстоятельствам вынуждены покинуть свою страну и искать защиты на территории России. Оно предоставляется гражданам других государств, которые находятся на территории РФ и подали заявление на получение статуса беженца, но их дело еще не рассмотрено или они не могут получить статус из-за определенных причин.
ВУ имеет свои сроки действия, и его можно продлить при определенных условиях. Лицо, получившее ВУ, имеет право на временное проживание на территории РФ, а также на некоторые социальные выплаты и медицинскую помощь. Однако права и привилегии получателей ВУ не такие же, как у граждан РФ или лиц с статусом беженца.
Оформление статуса беженца в Германии
Просить о присвоении статуса может любой гражданин, права которого в родной стране не соблюдают, или он подвергается опасности, преследованиям. Вопросами не занимаются представительства Германии за границей. Для начала в страну нужно въехать.
Первый этап — подача заявления. Если гражданин подает его на границе, ему понадобится виза шенген — без нее в ходатайстве откажут. Далее нужно зарегистрироваться в Ведомстве по делам мигрантов (в течение 14 суток). При просрочке могут отказать в присвоении статуса. Заключительный этап — беседа с представителем службы, на которой заявитель рассказывает о себе. После подачи анкеты и документации необходимо дождаться решения.
Пока ходатайство рассматривается, переселенцу выдают сертификат, дающий право легально пребывать на территории Германии. Но в период изучения прошения потенциальный беженец должен обитать в пределах района, указанного в документе.
Что нужно для оформления
Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 устанавливаются особенности получения удостоверения. Документ, в совокупности с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1, разъясняет, какие документы нужны для оформления статуса беженца, и порядок их оформления.
От физического лица требуется ходатайство и документ, удостоверяющий личность. Документ о признании беженцем выдается лично лицу, совершившему первоначальное обращение. На восьмой странице указывается отметка о получении. Приказ МВД России от 21.09.2017 № 732 разъясняет, забирают ли паспорт при оформлении статуса беженца, и куда его необходимо передать. С того момента, как заявитель передает ходатайство для получения соответствующего статуса, он отдает паспорт на хранение в компетентный орган МВД.
В случае порчи или утраты свидетельства выдача нового осуществляется территориальным органом МВД по ходатайству заявителя по месту постановки на учет при первоначальном обращении.
Статус беженца: пошаговая процедура оформления
В каждой стране существуют свои правила, как получить статус беженца, но в целом процедура стандартная. Прибыв в желаемую страну, сразу отметиться в координационном центре. Регистрация может продлиться около 2х дней. Сначала выдается документ о прибытии, являющийся подтверждением личности в этой стране и позволяет получать пособия. На документе указываются данные человека, фото, а также снимаются отпечатки пальцев. На следующий день проводится медкомиссия и выдается денежное пособие.
После, происходит поселение в специальном временном учреждении, в котором придется прожить от 6 недель до полугода вплоть до получения разрешения или отказа в признании беженцем. Заполнять документы надо черными или синими чернилами, разборчиво и без помарок. Сведения о детях надо заносить в форму одного из родителей. Каждые полтора года переселенец должен подтвердить, что нуждается в защите. Для переучета предоставляются документы:
- удостоверение беженца;
- копия паспорта;
- справка от отсутствии своего жилья;
- договор аренды жилплощади;
- документы, которые подтверждают сложные обстоятельства.
Принимая людей и решая проблемы переселенцев, страны ЕС получают большую миграционную нагрузку. Большая часть желающих получить убежище, являются экономическими мигрантами. Что создает предвзятое отношение ко всем переселенцам. Существуют правовые проблемы реализации статуса:
- некоторые страны не желают принимать беженцев даже, если доказана проблема;
- много проблем связано с доказательствами преследований;
- большую часть людей попросту выставляют из страны после выдачи отказа;
- возникают сложности с прохождением натурализации и социализации.
Эти проблемы на законодательном уровне быстро решаются в развитый странных с высоким экономическим ростом: Италия, Австрия, Германия и т.д.
Похожие записи: